Реализация в Красноярском крае масштабных инвестпроектов, на которые в свое время возлагались большие надежды, идет не так гладко, как хотелось бы. Причин тому несколько: от мирового финансового кризиса до недостаточного контроля за выполнением работ.
Сегодня в крае реализуется 71 инвестиционный проект, с общим объемом финансирования 3,2 трлн рублей. Все это множество проектов может быть объединено в несколько блоков. Это освоение Нижнего Приангарья, Ванкор, строительство железной дороги Кызыл — Курагино, Железногорская ТЭЦ и проект газификации Красноярского края.
Все эти проекты имеют большое значение для развития экономики нашего региона — только за прошлый год объем привлеченных в край инвестиций по этим проектам составил 184 млрд рублей.
Столь внушительные объемы финансирования не гарантируют, однако, успешности реализации проектов. Так, недавно было объявлено о переносе ввода первой очереди Богучанского алюминиевого завода на 2012 год (первоначальная дата 2010 г.). Казалось бы, ничего страшного, но БоАЗ должен был стать основным потребителем электричества, производимого Богучанской ГЭС, первая очередь которой будет запущена уже в 2010 году. Без него БоГЭС просто не сможет получать плановых доходов, что скажется на отчислениях в бюджет края.
- Соответственно, придется подождать и с теми социально-экономическими последствиями, которые принес бы завод для края, — рассказал министр внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края Сергей Верещагин, — а это около 3 тысяч рабочих мест и порядка 2 млрд рублей ежегодных налогов во все уровни бюджета.
Помимо отсрочки ввода первой очереди БоАЗа есть и другая проблема. Дело в том, что в большинстве подрядных организаций, работающих на строительстве завода, имеются долги по зарплате.
- Это зона деятельности компании «РУСАЛ», — заявил председатель правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов, — и за их действия мы не можем нести ответственности.
Однако долги по зарплате сегодня отмечаются и в подрядных организациях, осуществляющих работы, финансируемые из бюджета. Речь, в частности, идет о ряде объектов, находящихся в зоне затопления Богучанской ГЭС. Некоторые рабочие подрядчиков еще не получили зарплату за декабрь прошлого года.
- Это связано в первую очередь с неэффективным менеджментом в самих подрядных организациях, — заявил Верещагин. — Все платежи, которые мы должны были сделать, мы сделали.
В этом году ситуация по зоне затопления может еще ухудшиться. В связи с экономическим кризисом на 700 млн рублей уменьшено федеральное финансирование по подготовке ложа водохранилища, куда, конечно же, попадает и зона затопления. Но финансирование далеко не единственная проблема подготовки зоны затопления Богучанской ГЭС. Дело в том, что в эту зону попадает ряд населенных пунктов, жители которых должны быть расселены в другие районы края. Пионерами здесь стали Шарыпово и Боготол, где были построены дома для первых переселенцев. Однако их новоселье омрачил брак, допущенный строителями.
- Когда комиссия принимала эти дома, — говорит Верещагин, — никакого брака замечено не было. Но впоследствии все недостатки вскрылись, и сейчас идет проверка работы комиссии.
На сегодня осталось переселить 3899 человек. Для этих нужд будет построено свыше 100 тысяч кв. м жилья. Однако сегодня никто не может дать гарантий качества этой недвижимости. Кроме того, достаточно много вопросов возникает со строительством объектов инфраструктуры для нужд переселенцев.
Несмотря на масштабность трудностей, решить их может оказаться достаточно просто. Например, РУСАЛ уже сейчас ищет средства для расчетов с подрядчиками, и есть все основания полагать, что найдет. Что же касается проблем управления, то наладить систему одномоментно вряд ли удастся, а без этого гарантировать эффективную реализацию инвестпроектов в крае вряд ли можно.
Глеб Панфилов, "Вечерний Красноярск"